Вновь назначенный губернатор определил ЖКХ одной из острых
проблем области.
Тарифы ЖКХ – головная боль населения, а после известных
событий в нашей области и власти. Тарифы растут безудержно, почему, не понятно.
Аргумент власти – «растут, потому что растут»! Создается впечатление, процесс
неуправляем. А может им сознательно управлять не хотят?
Ответственность за нормальное функционирование непростого
хозяйства многоквартирного дома берет на себя в большинстве случаев управляющая
компания. Товариществ собственников жилья, работающих со всем комплексом
управления домовым хозяйством в нашем городе немного. В количестве управляющих
компаний недостатка нет. С качеством хуже.
Любая УК – организация коммерческая. Главная цель –
извлечение прибыли. Чем больше платят собственники помещений, чем меньше
расходуется на дом, тем прибыль больше. Практика такова, что тариф «за
содержание жилья» берется с потолка, с запланированным на предстоящий год
объемом работ и сметой на эти работы ничего общего не имеет. Что еще нужно для
процветания беззакония с коррупцией?
Расходы управляющей компании можно уменьшать путем
рационального хозяйствования, повышением эффективности управленческого и
хозяйственного труда, современными, в т.ч. ресурсосберегающими технологиями.
На практике проще –
работать стараются по минимуму, расходы показывают по максимуму. Еще лучше, о
работе и расходах не отчитываться перед собственниками помещений вовсе.
СМИ, печатные и электронные, примеров недовольства
собственников помещений приводят немало.
Многоквартирный дом – хозяйство коллективное. Защитить свои
интересы отдельный собственник может только вместе со всеми остальными. Надо
собирать собрание, грамотно формулировать протокол, решения и т.д. Это высококвалифицированный
и немалый по объему труд, сопряженный и с материальными затратами. Не каждому
жителю такое по силам. Этим обстоятельством успешно пользуются недобросовестные
УК, для которых самый простой способ водить собственников помещений за нос – не
проводить собраний вовсе. «Они (собственники) на собрание не выходят», «Мы (УК)
собрания проводить не должны, пусть они (собственники) сами организуют и нас
пригласят» - это наиболее часто встречающиеся «обоснования» игнорирования ст.
44 и 45 Жилищного кодекса.
Вопрос о том, кто должен организовывать собрание, а главное,
кто ответственен за его проведение или непроведение, за качество собрания,
висит в воздухе. Жилищный кодекс не говорит, что ответственность за собрание
несет УК, а ограничивается указанием «Собственники помещений в многоквартирном
доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений
в многоквартирном доме» (ст.45). Что значит «собственники помещений»? - понятие абстрактное ввиду неконкретности
ответственного. Неконкретность – питательная среда для злоупотреблений.
Привлечь к ответственности, в том числе материальной,
управляющую компанию собрание не может. Может только поменять на другую, и то,
только в том случае, если найдутся конкретные исполнители непростой процедуры. Органы
власти, правоохранительные структуры, сами уличенные в нечестности УК, в ответ
на претензии собственников помещений говорят: «Поменяйте управляющую компанию».
Привлечь к ответу недобросовестную компанию можно, конечно,
через суд, прокуратуру, обращениями в органы власти, к прессе. Но это волокитно
и неэффективно.
Механизм появления (в случае с новым домом), смены УК не отработан,
процедура не расписана, органы власти в стороне. Переход на частные управляющие
компании не был подготовлен соответствующим образом. Компании либо механически
преобразованы из ЖЭКов советских времен, привыкших жить на бюджетные деньги с
идеологией типа: «Вас много, я одна», либо вновь созданные по схемам,
вызывающим серьезные вопросы. Ни то, ни другое интересам собственников
помещений не соответствует, к нормальной рыночной экономике отношения не имеет.
Органы власти время от времени принимают решения типа
«повысить в четыре раза плату за ресурсы, если не установлены счетчики».
Конечно, это проще, чем беспокоиться о создании конкурентной среды на рынке
ЖКХ. В нашем регионе власть – и законодательная, и исполнительная, активностью
в решении проблем ЖКХ не отличаются. Печально…
При губернаторе весной этого года созданы рабочие группы, в
том числе по ЖКХ. Чем она занимается? Как бы с результатами ознакомиться?
Если собственники помещений решили УК поменять, где им взять
информацию о том, какая компания хорошая? На сайте городской администрации есть
только список, но рейтинга УК, отзывов об их работе нет. Нет и критериев, по
которым можно составить представление о плюсах и минусах данного управленца.
Отсюда фактическая безальтернативность, монополизм ограниченного числа УК. Развитие
конкуренции, объективная информация собственников помещений о рейтинге частных
УК – прерогатива власти.
Создание конкурентного предложения на рынке частных
управляющих компаний – неизбежный элемент реформы ЖКХ. В этом заинтересованы
все – собственники помещений в первую очередь, власти, т.к. спрос с них будет,
хочется того им или нет. В скором будущем по пути смены управляющей организации
пойдут многие многоквартирные дома. А
это значит, рынок станет, в конце концов, рынком со всеми необходимыми
составляющими. Пора частным УК работать в направлении создания своего
положительного имиджа. Участвовать в конкурентной борьбе придется.
А пока цитата с сайта http://www.politonline.ru/ventilyator/2077.html
При гайдаровском
силовом внедрении рынка возникал слой собственников, сформировавшийся без
борьбы в рыночной конкуренции, без публичного контроля. Эти предприниматели
были чужды главного - предпринимательских навыков в производстве. Зато они были
изощрены в отношении подкупа всех участников дележа собственности государства:
администраторов, директоров, милиционеров, прокуроров, судей, журналистов и
т.д. Эти предприниматели гайдаровского розлива были чужды самой идеи социальной
ответственности перед государством, обществом, гражданами.
О том, что происходит сейчас на рынке услуг ЖКХ лучше не
скажешь…
Если жильцы пришли к выводу, что имеющаяся управляющая
компания работает плохо и ее надо заменить, возникает вопрос о том, как выбирать. К сожалению, и тут «белое
пятно».
В качестве предложения, пример критериев в выборе
управляющей компании:
·
Какие новые услуги предложила компания за
последнее время?
·
Как идет внедрение ресурсосберегающих
технологий?
·
Как компания работает с жителями по воспитанию
чувства хозяина?
·
Насколько вовлечены жители в процесс управления
домами?
·
Занимается ли компания привлечением альтернативных
поставщиков услуг для создания конкурентной среды: телефонии, Интернета,
кабельного телевидения и др.?
·
Как компания работает с монополистами:
поставщиками электроэнергии, газа, воды?
·
Что предпринимает компания, чтобы экономить
расходы жильцов?
·
Работают ли схемы «электронного самоуправления»,
«электронного общения»? Насколько квалифицированы работники компании в
компьютерных технологиях помимо «печатная машинка»?
А.Колосов
01.10.2010
|